Mail.Ru Group рассказала о перспективах развития собственного поиска
Представители Mail.Ru Group на каждой конференции напоминают, что у коммуникационного портала есть собственный поиск. На днях компания впервые провела в Москве конференцию, главной темой которой стало настоящее и будущее поисковых технологий, разработкой которых занимается Mail.ru.
C докладами перед журналистами выступили вице-президент и технический директор компании В. Габриелян и руководитель поисковой системы Mail.ru А. Калинин.
Владимир Габриелян отметил, что на текущий момент Поиск@Mail.Ru является самой динамично развивающейся и перспективной поисковой системой Рунета. Она уже находится на 3 месте в России, Беларуси и Украине и занимает 9,4% рынка. По данным сервиса analyzethis, поисковик демонстрирует повышение качества работы. Ежемесячная аудитория Mail.Ru – 33 миллиона человек. 2011 год стал очень успешным для компании – количество пользователей поисковой системы увеличилось на 65% (для сравнения – у Яндекса на 18%, Google – 35%). Правда, нужно иметь в виду, что сравнивать данные показатели не совсем правильно, поскольку в несколько раз повысить посещаемость сайта с небольшой посещаемостью намного проще, чем хотя бы на несколько процентов увеличить многомиллионную аудиторию.
Однако нужно отметить, что Поиск@Mail.Ru лишь на 40% состоит из своего собственного и на 60% – из поиска от Google. Если говорить о своих разработках компании, то в феврале была запущена тестовая версия поиска с машинным обучением под названием o.go.mail.ru. По словам Габриеляна, сегодня бета-версия обогнала по качеству выдачи по всем возможным вопросам основную.
Вице-президент также рассказал об отделе разработок Mail.ru Group. Сегодня 60 асессоров и 60 специалистов по поисковым технологиям развивают систему машинного обучения и искусственного интеллекта.
В индексе поисковика – около 6-7 миллиардов страниц. Старые, некачественные, содержащие спам сайты периодически удаляются из индекса, вместо них добавляются новые. Переиндексация осуществляется по результатам анализа частоты обновления ресурсов – например, новостные сайты индексируются несколько раз в сутки. По словам В. Габриеляна, машинная версия поиска будет полностью оттестирована и запущена уже к лету.
Большое внимание на конференции было уделено роли дистрибутивных технологий в продвижении поиска. Чтобы поиск всегда находился рядом с пользователем, компания уделяет большое внимание дистрибуции.
Самыми популярными направлениями являются:
- «Поиск по умолчанию» (search box) в настройках используемого юзером браузера;
- Тулбары (Google Toolbar, Яндекс-бар, Спутник@Mail.Ru);
- Стартовые страницы;
- Предустановленные настройки поиска в мобильных устройствах (например, iPhone с Google или Bada с Яндексом);
- «Брендированные» сборки самых популярных интернет-браузеров (Opera, Firefox, Chrome).
Также как прямые конкуренты Mail.Ru – Яндекс и Google, – компания развивает собственные каналы дистрибуции. Так, с 2011-го на основе Chromium распространяется собственный браузер «Интернет», который включает различные приложения, разработанные компанией, и Поиск@Mail.Ru по умолчанию. Активное продвижение данного браузера существенно повысило дистрибуцию поиска от Mail.ru – так, в конце декабря прошлого года количество переходов на поисковик возросло с 30 до 50% (для сравнения, доля дистрибуции Яндекса за тот же период сократилось на 5%).
Среди основных трендов, которые берутся во внимание разработчиками Mail.Ru Group, Владимир Габриелян выделил:
- Социализацию поиска (еще год назад поисковые подсказки Mail.ru начали подстраиваться под возраст и пол пользователя, были запущены «лайки» в выдаче).
- Регионализацию поиска (сайты теперь привязаны к регионам, а поисковик работает с геозависимыми запросами).
- Выдача поисковой системой прямых ответов на вопросы (пользователю не придется переходить со страницы поисковика на другой сайт).
- Мультиплатформенность: мобилизация, разработка интерфейсов под ТВ. Уже созданы приложения для голосового поиска под операционные системы iOS и Android, в ближайшее время готовятся к выходу версии для Windows Phone7 и Bada.
- Увеличение количества факторов ранжирования (сегодня технология машинного обучения Mail.ru включает несколько сотен факторов. В ближайшее время их число будет увеличено до тысячи).
Рассказывая о ближайших планах компании, вице-президент отметил, что пока создавать собственные мобильные устройства или Android они не собираются. Но вот собственный инструмент для веб-мастеров, по функциям близкий к Яндекс.Метрике, обязательно появится, поскольку компания хочет помочь оптимизаторам.
Подводя итоги конференции, можно сказать, что Mail.Ru Group активно занимается развитием собственного поиска и все увереннее заявляет о нем как о конкурентоспособном. В то же время, представители компании скорее разъяснили журналистам суть работ, которые уже ведутся разработчиками компании, чем презентовали что-либо новое.
Наша специализация — работа с разными объемами и тематиками. Сайты-визитки, порталы, интернет-магазины.
Нами успешно реализовано более 113 проектов.