Продвижение Поисковая оптимизация
Звоните +7 (495) 649-68-38
Приезжайте
Реализованных проектов
0112
Количество запросов в топе
1500

Новая поисковая платформа от Яндекса: чем больше вы спрашиваете, тем лучше поисковая система вас понимает

На днях Яндекс объявил о запуске новой поисковой платформы под названием Калининград. Ее предназначение − персонализировать поисковые подсказки и результаты выдачи.

Главная цель, которую поставили перед собой специалисты Yandex, − предоставить пользователям правильные, построенные под них ответы по неоднозначным запросам. Если человек впервые прибегает к услугам поисковой системы, ему будет показана неоптимальная выдача. Зато людям, которые уже несколько раз воспользовались поиском, Яндекс предложит персонализированный результат, который будет составлен с учетом его истории поведения.

 

Калининград

Как работает персональный поиск?

Поисковая платформа Калининград работает для всех пользователей, про которых удается собрать информацию. Адаптивный механизм включается, как только становится достаточно данных. Информация проверяется раз в сутки. Чтобы начать получать персональную выдачу, достаточно 20 кликов и около десятка запросов.

Чтобы измерить персонализацию ранжирования, используют пользовательские метрики. В расчет берется кликабельность первых позиций, количество ответов, по которым не было переходов. Андрей Стрелковский, ответственный за разработку системы ранжирования Яндекса, говорит, что результаты персонализируются более чем в половине случаев. В среднем по 75 % запросов пользователей ТОП-10 сайтов изменяется благодаря данному алгоритму. В день их количество составляет 114 млн запросов.

В прошлом году список поисковых подсказок мало чем отличался для разных пользователей. Фактически, учитывались только страна и город проживания. Первым шагом в персонализации подсказок стало добавление в список запросов тех, которые были недавно заданы пользователем (они выделяются фиолетовым цветом). Теперь пользователям будут демонстрироваться индивидуальные поисковые подсказки в соответствии с интересами каждого человека.

Персональный поиск подключается по умолчанию для всех пользователей, которые достаточно часто обращаются к Яндексу. Очевидно, что чем больше вопросов задает человек, тем лучше поисковая система будет его понимать. Если переходов по найденным ответам немного, то персональный поиск отключается. Как только пользователь снова начинает задавать большое количество вопросов, система включается вновь. Конечно же, персональный поиск можно в любой момент отключить через настройки.

 

Персонадьные ответы

Мнение экспертов

Мнения SEO-специалистов относительно новой поисковой платформы от Yandex достаточно противоречивые. Так, Сергей Людкевич, возглавляющий отдел аналитики в WebEffector, считает, что здравомыслящие люди должны отказаться от учета истории поиска. «Намного полезнее видеть чистую органическую выдачу, а не результаты, искаженные смутным представлением разработчиков о том, как пользователю следует вести себя на странице результатов поиска». Часть оптимизаторов с ним согласны и отмечают, что персонализированный поиск следует по умолчанию выключить, а активировать только при желании пользователя.

Персональный поиск

Однако многие специалисты положительно восприняли предложенные Яндексом изменения. Например, Василий Ткачев, который руководит проектом All in Top, назвал это радостным и долгожданным событием, поскольку оптимизаторы наконец-то начнут думать о пользователях, а не о позициях. Он отметил, что когда Google ввел персонализацию, никто не жаловался. Соответственно, нет причин ругать аналогичный алгоритм от Яндекса. В. Ткачев считает, что происходящая сегодня ломка стереотипов заставит SEO-специалистов «лучше думать». Для клиентов и оптимизаторов, которые привыкли продвигать сайты, используя старые методы, на первом этапе работать будет сложно. Вперед вырвутся те, кто сумеет диверсифицировать работу и предложить заказчикам новую услугу.

С мнением Василия солидарен и Олег Сахно, который сегодня занимает должность главного интернет-маркетолога в ИнтерЛабсе. Он также уверен, что персонализация ни капли не затруднит работу оптимизатора в том случае, если к поисковому продвижению применять современный подход. «Может быть, благодаря персонализации работа станет даже проще, − отмечает Олег. − Ведь базовые показатели эффективности будут неизменными − это количество человек, пришедших на сайт из органической выдачи, совершение полезных действий, посещение целевых страниц. О результативности поискового продвижения ресурса будет говорить положительный тренд данных показателей, а значит, таблица с позициями поисковых запросов и не понадобится».

По мнению Олега Сахно, персонализация поиска подарит пользователям радость обладания уникальным продуктом. Впрочем, не обойдется и без ложки дегтя. Каждый из нас замечал, как навязчиво преследует нас Директ на всех сайтах в Сети. Причем ему достаточно лишь одного коммерческого запроса. Остро встанет и вопрос актуальности: легко представить ситуацию, когда пользователь искал сервис для подготовки к продаже автомобиля конкретного производителя. Как долго Яндекс будет считать его владельцем машины этой марки, предлагая нерелевантную выдачу?

Схожие вопросы задает и Станислав Ставский из компании Eruditor-Group − специалист-аналитик веб-поиска. Он также отмечает, что как пользователю ему далеко не всегда будет интересно видеть персонализированную выдачу. Например, она будет бесполезной, если человек захочет составить объективное мнение об определенном предмете. Решив приобрести новый смартфон и введя в поисковой строке запрос типа «лучший сматрфон», вам вряд ли будет приятно, если выдача будет состоять исключительно из моделей бренда, который вы изучали за пару дней до этого. «Я надеюсь, что все это учтено специалистами Яндекса, также как понижение приоритета персонализации в ранжировании ресурсов, когда пользователю не нравится персональные результаты», − говорит Станислав.

Чтобы проиллюстрировать возможности и особенности алгоритма персонального поиска, Яндекс разработал инструмент, который демонстрирует, как изменяются результаты поиска для отдельных пользователей. На сайте системы вы можете ознакомиться с примерами персональной выдачи для нескольких выдуманных персонажей с четко обозначенными интересами и определенной историей запросов. Наглядно показано, как различались бы ответы на одни и те же вопросы для людей с разными увлечениями. Михаил Сливинский, занимающий должность руководителя отдела поисковой аналитики в компании Wikimart, оценил юмор от разработчиков (вроде «вы нашли редкого пользователя»), однако пожаловался на ограниченность функционала и количество данных в этом инструменте.

 

Персонализация поиска − неизбежность

Если говорить серьезно, то Яндекс предложил очень масштабное изменение, которое затрагивает более половины результатов выдачи. Вряд ли качественные сайты столкнутся с существенными потерями. Даже если ресурс ориентирован на конкретную группу пользователей, то нет никакого смысла отбирать у него трафик.

Многие SEO-специалисты сходятся во мнении, что с введением персонализации выдачи у них не останется возможностей предлагать клиентам недорогие услуги по продвижению. Как и предыдущие обновления, данное лишь поднимает порог вхождения в число компаний, получающих клиентов из Интернета. С учетом новой поисковой платформы возрастет и востребованность всестороннего маркетинга, в том числе проведение кампаний, нацеленных на развитие бренда, а также работа с соцсетями. Продвижение окончательно выйдет за рамки простой покупки ссылок. А чтобы оптимизация ресурса была успешной, специалистам понадобится еще глубже изучать специфику бизнеса клиента.

Схожую мысль повторяет и Сергей Кокшаров, который ведет блог Devaka.ru. Он считает, что целью SEO уже давно стало не достижение позиций, а привлечение трафика. С введением нового алгоритма вместо борьбы за позиции нас ожидает борьба за аудиторию.

Сергей отмечает, что персонализация была неизбежна и что это положительное изменение. По его словам, рекомендательные системы очень быстро развиваются в последние несколько лет. «Крупные порталы, которые оперируют большими объемами данных, уже давно начали внедрение подобных сервисов − как пример можно вспомнить Amazon, предлагающий товары, которые могут заинтересовать пользователей, Facebook с его рекомендациями друзей и YouTube с интересными видеороликами. Все эти системы ориентируются на поведение пользователя в прошлом. Внедрение подобных алгоритмов, которые основываются на истории поиска, переходов на сайты и даже поиска друзей, если задействованы социальные связи, в поисковиках было неизбежно».

 

Что представляет собой Калининград?

Поисковая платформа Калининград включает ряд продуктов, которые являются частью персонального поиска. Итак, сюда входят:

  • Персональная выборка. Yandex предложит пользователю только те ответы, которые ему подходят. С этой целью применяется формула ранжирования. Она учитывает язык общения − пока что только русский или английский (поисковая платформа Рейкьявик), а также историю поиска.
  • Персональные подсказки. В поисковой строке пользователь увидит среди подсказок те запросы, которые вводили люди со схожими интересами. По словам разработчиков, выделено 400 тысяч групп пользователей, которых интересуют одни и те же темы.
  • Сиреневые подсказки. Как свидетельствует статистика, пользователи повторяют около 24 % своих запросов. Именно поэтому Яндекс добавляет в подсказки те фразы, которые пользователь вводил в последнее время. Такие подсказки подсвечиваются сиреневым цветом. С их помощью пользователь может мгновенно повторить запрос, введенный ранее.
  • Любимые сайты в подсказках. Очень часто пользователи при помощи поисковиков ищут ресурсы, URL которых не могут вспомнить. Теперь Яндекс запоминает сайты, на которые пользователи переходят из результатов поиска, и включает их в подсказки. Как утверждают представители поисковика, ежедневно пользователи 3,3 млн раз кликают на персональные навигационные подсказки. Каждую неделю эту функцию использует 18 млн человек.
  • Мгновенные подсказки. Яндекс не только учитывает поисковую историю, но и анализирует запросы, которые характерны для определенной поисковой сессии. После введения очередного вопроса поисковая система определяет, что еще может интересовать пользователя по данной теме, и добавляет подходящие варианты в набор подсказок. Каждый день Yandex предлагает подобные учитывающие предыдущий запрос подсказки 53 млн раз.

Персональный поиск позволит пользователю сэкономить до 14 % времени. В неделю это составит около 8 минут. Вполне достаточно, чтобы выпить чашечку чая или позвонить друзьям.

На несколько вопросов о новой поисковой платформе ответил Денис Рогачевский, менеджер поисковых проектов Yandex.

− Персонализация поиска коснется только выдачи самого Яндекса или подобный сервис будет реализован на партнерских сайтах, например, на Рамблере?

− В данный момент речь идет только о Яндексе. На партнерских ресурсах это никак не отразится.

− Можно было бы предположить, что ресурсы, на которые пользователь заходит достаточно часто, будут отображаться в результатах поиска выше. Однако многие оптимизаторы заметили, что у их клиентов популярные сайты оказываются ниже, чем в выдаче, получаемой через различные сервисы мониторинга. Почему так получается?

− Дело в том, что когда оптимизатор или его клиент задают запрос, у них нет четкой информационной потребности. Их поведение в поисковой системе неестественно для людей, которые действительно ищут информацию. Кроме того, они могут просто переходить на сайты конкурентов, пытаясь узнать, что там происходит. Тут можно провести аналогию с квантовой механикой, когда наблюдение влияет на наблюдаемое.

− Некоторые нечистые на руку оптимизаторы используют различные виды накруток факторов, которые влияют на результаты выдачи. Вы не боитесь, что теперь они будут «накручивать» сессии запросов, чтобы получать нужные подсказки?

− К сожалению, черные оптимизаторы всегда найдут способ использовать наши нововведения совсем не так, как мы запланировали. Конечно же, мы будем бороться с подобными явлениями.

Подытоживая, хотим привести слова Станислава Ставского: «Хочу поздравить специалистов Яндекса, поскольку ими в любом случае была проделана огромная работа и решено большое количество проблем. Изменение логики оценки качества поисковой выдачи, выделение дополнительных ресурсов на обработку данных, внедрение KPI − все это необходимо было подготовить для внедрения персонализации. Желаю успехов ребятам из поисковой команды Яндекса!»

Наша специализация — работа с разными объемами и тематиками. Сайты-визитки, порталы, интернет-магазины.

Нами успешно реализовано более 113 проектов.